Проект «Общинный шаббат»

В канун праздника Рош-а-шана участники проекта встретились на модельном шаббате.

Нашим гостем был специалист по неформальному еврейскому образованию Александр Чеван.

Он рассказал нам о том, почему в Рош-а-шана читают отрывок, повествующий о жертвоприношении Ицхака?

  Жертвоприношение Ицхака — эпизод из жизни наших праотцев, в котором Авраам выполняет заповедь, полученную от Всевышнего: пойти на гору Мория и принести там в жертву своего сына Ицхака. Жертвоприношение было отменено в самый драматический момент. Готовность к выполнению воли Творца была засчитана в заслугу как Аврааму, так и Ицхаку.

На иврите этот отрывок называется «Акедат Ицхак, «связывание Ицхака» (сын Авраама действительно был связан, прежде чем лечь на жертвенник). Эпизод приведен в недельном разделе «Ваера» книги «Берейшит», глава 22-ая, стихи с 1-го по 19-ый включительно.

Он читается в синагоге по свитку Торы в первый день Рош а-Шана во время утренней молитвы «шахарит». Этим чтением мы как бы напоминаем Всевышнему о заслугах наших праотцев. И надеемся, что из-за этих заслуг Он простит нам наши прегрешения.

Интересно, что чтение этого отрывка находится в прямой связи с другим ритуалом, совершаемым в Рош а-Шана, «ташлих» — когда евреи, встав рядом с водой после завершения дневной молитвы минха, просят Всевышнего «забросить» их грехи в морские пучины, т.е. туда, где от них не останется ни следа. Идут к воде — в память о «жертвоприношении Ицхака». Мидраш рассказывает, что, когда Авраам шел исполнить волю Всевышнего, Сатан (злое начало в человеке) превратился в глубокую реку на его пути. Авраам взмолился: «Владыка мира! Ты сказал, что через меня Твое имя станет известно миру. Если я и Ицхак сейчас утонем, то кто будет свидетельствовать о Единстве Твоего имени?» — Тут же приказал Всевышний — и река высохла.

Всем удачного и сладкого года! Мы ждем вас на наших модельных шаббатах каждую пятницу в 17.00.

               

Комментарии закрыты.