ЕВРЕИ НА ХЕРСОНЩИНЕ
Исследования по документам Херсонского областного архива, а так же по архивным материалам частных лиц.

Русско-Турецкая война, начавшаяся в 1769 году в царствование императрицы Екатерины II, под начальством Румянцева, велась и окончилась для России вполне удачно. Все земли, лежавшие между Бугом и Днепром, были отторгнуты от Турции и перешли во владение России. Русское правительство, заинтересованное в освоении нового края, названного Новороссией, стало поощрять переселение сюда нерусских поселенцев из Восточной Европы: немцев, шведов и из северо-западных русских губерний, поляков, литовцев, русских, белорусов и евреев. В 1806 году царским правительством была начата кампания по переселению евреев Белоруссии (главным образом Могилевской губернии), в южные степи Украины. Распоряжение покинуть села должны были выполнить шестьдесят тысяч евреев.
По переписи населения 1809 г. в Херсонской губернии были основаны еврейские колонии: Бобровый Кут, Израилевка, Сейдеменуха, Доброе, Ингулец, Каменка, Большой и Малый Нахар-Тов и Яфе-Нахар, в которых насчитывалась 1691 семья. Наряду с земледелием, евреи приобщались к ремеслу, торговле и городской жизни, хотя в города им въезжать запрещалось. Позднее представители еврейских переселенцев из Польши исходотайствовали себе у князя Потемкина право селиться во всех, возникавших в то время городах Новороссийского края.

В 1836-1850 гг. евреи составляли большинство переселяемых в Херсонскую губернию. На сей раз, кроме белорусских, были евреи из Литвы и правобережной Украины. Новая волна колонистов основала села Новый Берислав, Львово, Малую Сейдеменуху, Романовку и Новополтавку. В 1866 году правительство свернуло кампанию по заселению таврийских земель. Прекратился приток переселенцев. Но не прекратилось строительство и обустройство города Херсона.
В 1856 году население Херсона насчитывало 33813 человек. В общем числе населения евреи составляли четвертую часть. Евреи в Херсоне занимались торговлей, казенными подрядами и поставками. В конце 19 века в городе насчитывалось сорок шесть частных торгово-промышленных предприятий. Многие из них принадлежали евреям. Это и Механический завод Фраермана, и Фабрика обуви братьев Мейльман, и Табачная фабрика Лермана, и Пивоваренный завод Билика, и мельницы Оленова, Галаганова, Вайнштейна, и Судостроительная верфь Литовича, и типофафии Шрейбера, Дорфмана, Заранкина, а также многочисленные слесарные, сапожные, механические, кузнечные, бричечные, кожевенные мастерские.
Небезынтересны итоги выборов в первую городскую Государственную думу в 1871 году. Христиан было 55, иудеев—17. В 1875-1879 годах, соответственно: 53 и 19. Самое большое представительство евреев в городской думе наблюдалось в 1888-1892 годах — 23 (при 49 христианах).
Об открытии городского банка еще в начале 1860 года городское общество долго и упорно хлопотало, но за отсутствием свободных денежных средств открытие банка не могло состояться.
Стоявший в 1872-1875 годах во главе городского управления городской голова А.И. Волохин обнаружил, что владельцы лесопильного и мукомольного заводов братья Вайнштейны много лет безвозмездно пользуются обширным участком принадлежащей городу земли. Тогда-то и пришли к соглашению, что братья Вайнштейны получат этот участок за единовременную плату в двадцать тысяч рублей. Сделка состоялась.
Городская дума приняла постановление об открытии общественного банка, который начал свою деятельность с 1 января 1874 года. К этому времени уже действовали две банкирские конторы Лившица и Беновича, которые с успехом включились в банковские операции.
Этот, и подобные ему факты, свидетельствует о том, что еврейский капитал играл значительную роль в финансовой жизни города, а также в развитии промышленности.
Первая синагога Херсона была выстроена на пожертвования прихожан в 1780 году. Находилась она во дворе на углу Суворовской и Воронцовской улиц и именовалась «Большая хоральная синагога». Полвека спустя в городе насчитывалось более 30 синагог и молельных домов. Лишь одна из них – синагога Хабад 1 – уцелела в огне революций и войн и функционирует и поныне.
К 1 января 1896 года в губернском городе функционировали 3 Талмуд-Торы. В первой — мальчиков —87; при Набережной синагоге — мальчиков—62; при Забалковской синагоге — мальчиков — 52. Обучали в них грамоте и ремеслам. Содержались они на средства еврейских общин.
Функционировали четыре школы грамотности, содержащиеся на частные средства (Свердлова, Харитонова, Фиша, Нелькина) — в них обучалось 108 мальчиков.
Школа Комана— профессиональная, где кроме грамоты обучались рукоделию 100 учениц.
Работало тридцать хедеров – школ начального образования.

В начале 1830 г. была открыта первая еврейская больница. В 1903 г. сестры Евгения и Фани Диканские создали офтальмологический диспансер. Здесь, также как и в многочисленных богодельнях, оказывалась бесплатная медицинская помощь беднейшим слоям еврейского населения губернии. Работало «Общество пособия нуждающимся иудейского вероисповедания».
Херсонская религиозная община тесно контактировала с известными американскими еврейскими благотворительными организациями «АРА» и «Джойнт», благодаря которым были созданы 6 еврейских детдомом, сотни медицинских пунктов, десятки ссудных касс, школ профтехнического профиля, сельскохозяйственных колоний. Показатели урожайности в Калининдорфском районе – первом национальном еврейском районе в СССР – были одни из самых высоких в стране. Входившее в состав района коллективное хозяйство «Путь к социализму» стало первым в Союзе колхозом-миллионером.
На плодородных Херсонских землях трудились более 30 тысяч евреев. Всем им, так же как и еврейским семьям, проживавшим в самом Херсоне (более 15 тысяч человек), фашистскими палачами была уготована страшная участь. Осенью 1941 г. гитлеровцы расстреляли в Калининском р-не 15 тыс. чел., в с. Большой Нагартав- 994 чел., с. Калининское – 1875 чел., с. Бобровый Кут – 945 чел., с. Штерндорф – 666 чел., с. Молотово – 1496 чел., с. Фрайблено – 1998 чел., с. Львово 550 чел. Еврейское население города было вывезено в с. Зеленовка, где 11 тыс. 780 чел. были расстреляны.
Страны Центральной Европы еще сто лет тому назад были домом для большей части еврейского народа, но Холокост прервал цепь поколений и уничтожил еврейскую жизнь в этих странах, как казалось еще недавно, навсегда. И все же, в последнее десятилетие 20 века все отчетливее становилось видно, что евреи не только были, но и остались неотъемлемой частью Центральной Европы, в том числе и Украины. Несмотря на Холокост и последовавшие за этим десятилетия социализма связь времен не распалась, традиция не пресеклась.
После 70 летнего забвения возобновилась еврейская жизнь и в Херсоне. 14 июля 1988 года группа активистов в составе С. Г. Модиевского, М.П. Суриса, В.Х. Калихмана, А.Х. Гака, М.Л. Лесина, Н.М. Юдича, Я.М. Синчука, Я.И. Харитонова, И.А. Иржанского и Я.Ю. Грузберга подала заявление уполномоченному по делам религии при Облисполкоме о создании в г.Херсоне религиозной общины ХАБАД. Заявление было принято. 11 ноября 1989 года члены общины были созваны на конференцию, на которой было учреждено Общество еврейской культуры. Через месяц председатель ОЕК В.И. Шпунт вместе с членами правления С.Г. Модиевским и Я.Ю. Грузбергом посетили мэра города по вопросу возвращения здания синагоги еврейской общественности. Полгода спустя, 27 июля 1990 года, был подписан акт о передаче ПО «Херсонские комбайны» здания по ул. Горького,27 Обществу еврейской культуры.
С обретением здания появилась необходимость официально зарегистрировать религиозную иудейскую общину (решение Горисполкома № 47 от 20.02.1991 г.). Правление общины во главе с Семеном Модиевским поставило перед собой задачу возрождения религии, внедрения еврейских традиций в повседневную жизнь херсонских евреев. При ОЕК была создана воскресная школа, национальная библиотека, газета «Шолем», вокально-инструментальный ансамбль, молодежный клуб. 16 декабря 1990 года впервые за годы Советской власти члены общины собрались в большом зале ДК Судостроителей на празднование Хануки. 30 марта 1991 года более 500 человек встречали Песах в ресторане гостиницы «Фрегат». 11 апреля того же года впервые в здании синагоги отмечался День Памяти Жертв Катастрофы.
Безусловно, такую широкомасштабную работу нельзя было проделать без помощи посланников седьмого Любавического Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, направленных в наш регион для возрождения национальной культуры и религии. Мы с благодарностью вспоминаем студентов ешив США Менделя Шемтова, Мойше Оренштейна, Меира Ашкенази.
Осенью 1991 года религиозную иудейскую общину возглавил раввин Аврум Вольф, сделавший не мало на пути возвращения евреев Херсонщины на путь Торы и служения Б-гу. Херсонские евреи могли отмечать все праздники еврейского календаря так, как это предписывает Традиция: с молитвами и службами в синагоге, обеспеченные всеми необходимыми предметами для выполнения мицв праздника – шофаром, лулавами и этрогами, ханукиями, мацой. Одно из главных достижений — создание в 1993 году еврейской школы «Ор-Авнер», (директор В.А. Бронштейн) и в 1995 году — детского сада «Ор-Хана» (директор А.М. Росинская), в которых дети, помимо общеобразовательных программ, получают знания по истории, культуре, традициям и языку своего народа.
Через пять лет на посту главного раввина Херсона и Херсонской области рава Аврума сменил его брат рав Иосиф-Ицхак Вольф. Под его руководством прошедшее десятилетие можно рассматривать как пробуждение к жизни херсонского еврейства от полной духовной спячки. Евреи снова начали, не боясь, осознавать свою этническую принадлежность и гордиться своим иудейством. Созданы и действуют хедер, ешива «Томхей Тмимим», университет изучения иудаизма для людей старшего поколения «Тиферет Зкеним», воскресная школа, общинная похоронная служба «Хевра Кадиша». Работают всевозможные клубы по интересам и возрастам, открыта кошерная миква.

Забота общины распространяется не только на духовные нужды ее членов, но и на материальные. В 1998 году при Херсонской религиозной общине Хабад начала работать Служба милосердия, основной задачей которой было оказание социальной помощи наиболее нуждающимся ее членам. Благодаря финансовой поддержке Американского Еврейского Объединенного Распределительного Комитета в составе Службы появились такие программы, как «Уход на дому», «Питание», «Прокат реабилитационного оборудования», «Медпрепараты». В 2003 г. Служба милосердия была реорганизована в Херсонский Благотворительно-общинный центр «Хесед Шмуэль». В переводе с иврита название обозначает «Дом добра и милосердия». И действительно, все программы Благотворительного центра, а их более 15, направлены на оказание различных видов помощи одиноким, престарелым, неимущим людям, инвалидам детства, узникам гетто и концлагерей, а также праведникам мира – людям разных национальностей, которые, рискуя жизнью, спасали евреев в период Великой Отечественной войны.
Кроме помощи социальной, огромное место в работе Хеседа занимают программы культурно-образовательные, которые ориентируются на духовные потребности людей, предоставляя возможность приобщиться к культуре и традициям еврейского народа. Работа Еврейского Благотворительного Центра, объем оказываемой помощи, во многом зависит от благотворительных пожертвований организаций и частных лиц, которым не безразлична судьба одиноких и обездоленных евреев херсонской общины. Двери Хеседа всегда открыты как для нуждающихся помощи, так и для тех, кто сам может оказать милосердие и заботу.

Наш расчетный счет: Благотворительно-общинный еврейский центр «Хесед Шмуэль»

Р/счет: № 26001310025701 в ХФ АБ «Південний», МФО 352640, ЗКПО 26348769

Валютный счет: № 26000310025702 в ХФ АБ «Південний», МФО 352640, ЗКПО 26348769

Религиозная иудейская община Херсона существует и развивается, несмотря на ассимиляцию, несмотря на уменьшение еврейского населения, о котором свидетельствуют данные последней переписи населения: на 01 января 2001 года на Херсонщине проживает более 10 тыс. евреев, в том числе в Херсоне – 6 тыс. Формируется учебно-просветительская деятельность, налаживаются связи с другими еврейскими общинами в различных регионах, поддерживается контакт с исторической Родиной, организуется постоянная работа Миньяна, наведение порядка на еврейском кладбище и уход за ним. Наша миссия — дать евреям чувство общности, принадлежности своему народу, защищенности и уверенности в своем будущем.
Община распространяет свою деятельность на районные центры Херсонщины, где плодотворно работают местные общины, даря людям свет Торы. В настоящее время идет реконструкция синагоги. Надеемся, что скоро, с Б-жьей помощью, она вновь предстанет перед прихожанами во всем своем блеске. Еврейская жизнь продолжается, наполняя сердца херсонских евреев новым смыслом.